Воспитание до рождения
Залогом благополучного развития ребенка является любовь матери. Это природный дар. Она окружает своего малыша заботой, нежностью, лаской. Любящая мать никогда не останется равнодушной к плачу младенца. Такое поведение матери создает наиболее благоприятные условия для физического и психического развития ребенка.
Инга, (журналист), 34 года (дочь Даша, 5 лет): "Я зрела несколько лет. А до этого еще лет десять сознательно избегала беременности. Потом, вроде, поняла: пора. Но все не решалась сделать окончательный шаг. А однажды прочитала, что душа ребенка выбирает маму задолго до зачатия, помните, была такая теория?.. и почему-то я решила, что меня уже выбрали. Стала я эту душу повсюду за собой водить - по городу, за город, даже в походы мы с ней ходили. И в какой-то момент я ощутила, что мы с ней готовы, и пустила ее в физический мир, дала ей физическую жизнь.
Так появилась Даша. Я ведь всерьез верила все это время, что рядом со мной кто-то есть…кто-то очень близкий. Я понимаю: многие женщины думают, что беременность - это одно, а ребенок - совсем другое. Ну, а я как начала общаться с Дашей до родов, так мы и общаемся до сих пор. В три месяца мы с ней в Саяны ездили… ну, когда 12 недель беременности у меня было. Почему-то мне страшно захотелось показать ей осенние Саяны. Там было тогда очень красиво, и я все-все ей рассказывала. Еще мы с ней слушали мои любимые песни. И стихи я ей читала. В общем, старалась рассказать, показать все, что люблю. Приобщить, что ли. Так что наши отношения с Дашкой - давние. Может потому и сейчас у нас с ней полный контакт.[3]
Наилучшей адаптации новорожденного к новым условиям жизни способствуют не только правильное ведение родов и уважение к чувствам появившегося на свет человека, но и воспитание его, начатое во время беременности.
Что и когда начинает ощущать, чувствовать плод в утробе матери? Отражается ли это на развитии новорожденного, на взаимоотношениях его с родителями? Если да, то как? Можно ли использовать это для профилактики нервно-психических расстройств ребенка?
Подобные вопросы все больше занимают ученых разных стран. Множество проблем ждут своих исследователей. Однако многие факторы уже установлены, гипотезы подтверждены.
В свое время Зигмунд Фрейд высказал предположение, что, находясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Так считают и некоторые другие ученые. Например, Сильвия Санти описывает отношения беременной и плода как попытки взаимного уничтожения. Противоположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверждающий, что внутриутробный период - самый счастливый, безмятежный в жизни человека. И он имеет основания так полагать!
Наблюдая тяжелых душевнобольных в состояниях кататонического стопора, замечаешь, что они лежат в кровати, прижав согнутые в коленях и тазобедренных суставах ноги к груди, прижав подбородок к груди. Такое положение называется "позой эмбриона". При этом они старались укрыться плотно с головой одеялом (так называемый "симптом палатки"). Самое удивительное, что у этих пациентов можно было вызвать рефлексы, отмечающихся только у новорожденных. Существует такое объяснение этого синдрома: измученные жизнью и душевным недугом люди на подсознательном уровне моделируют ситуацию, в которой им когда-то было хорошо и спокойно, то есть внутриутробное состояние.
Некоторые исследования ученых (особенно физиологов) за последние десятилетия так же подтвердили, что при нормально протекающей беременности будущему ребенку хорошо в животе у мамы. [2]
Итак, состояние мира и радости, покоя. Именно исходя из этого маминого состояния малыш формирует свой первый взгляд на жизнь. Этот взгляд еще не связан с органолептическими ощущениями, а связан, скорее, с иррациональным пониманием мира - с ясновидением, с энергетическими чувствами и ощущениями. Ребенок воспринимает мир через свои тонкие каналы. [3]
Слышать звуки плод начинает примерно в конце пятого, в начале шестого месяца беременности. При резком звуке плод, как и мы с вами, вздрагивает. Если звуки повторяются длительное время, наступает привыкание к ним и вздрагивания не происходит. Повторные сочетания звонка с резким звуком через некоторое время приводит к тому, что на один звонок плод будет реагировать соответствующим движением. Значит, он способен запомнить звук, у него можно выработать условный рефлекс!
Не родившийся ребенок постоянно слышит шум тока крови в брюшной аорте, стук биения маминого сердца. Каждая мать знает: чтобы успокоить новорожденного, нужно взять его на руки и прижать к груди. Было доказано, что новорожденные быстро перестают плакать, когда слышат запись звуков работающего сердца, сделанную через жидкую среду. Японские ученые умудрились записать на магнитофон все внутриутробные звуки и показали, что прослушивание их младенцами сопровождалось появлением на лицах детишек положительных эмоций. Если бы внутриутробные звуки не ассоциировались бы у них с приятными воспоминаниями, этого бы не случилось!
Не имея таких записей, мы предлагаем беременным ежедневно, в лучшее фиксированное время, слушать вместе с будущим ребенком спокойную, тихую музыку (Шопена, Листа, Баха, Бетховена…). Было отмечено, что новорожденные переставали плакать, услышав знакомую мелодию. Впервые услышанная музыка такого эффекта не производила. [2]
После рождения малыши не только могут воспринимать звуки и различать их по высоте, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В. Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный отечественный специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: "Природа не бывает расточительна, а следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие. [5]
К сожалению, три четверти мужчин, собираясь стать отцами или уже став ими, считают, что беременность, уход за новорожденным - исключительно женский удел. Это ошибочное мнение. Немецкий ученый Хорст Никкель своими работами доказал, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношение малыша, формирующиеся не в диаде "мать-ребенок", а в триаде "отец-мать-ребенок", способствует тому, что новорожденный доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. Хорошие взаимоотношения с отцом, возникшие еще до родов, сохраняются и в дальнейшем.
И мама, и папа в ожидании рождения малыша должны стремиться, на сколько это возможно, познакомиться с ним. А сделать это можно, воздействуя на его органы чувств, стараясь наладить обратную связь. В труднейший период адаптации новорожденного к новым внеутробным условиям жизни это здорово ему помогает.
Об обратной связи с плодом уже можно говорить тогда, когда будущая мать начинает ощущать движения. Внимательная женщина быстро замечает связь переживаний собственных эмоций (и положительных, и отрицательных) с характером движений плода, способна предположить по силе, частоте, особенностям шевеления, хорошо ему там или нет.
Профессор Хуго Юнг считает, что движение плода можно расценивать как язык знаков, подаваемых "с целью сознательного выражения самочувствия и развития". Чем сложнее движения плода, тем лучше развита его способность воспринимать тактильные ощущения. Методику налаживания контактов мать-плод, отец-мать-плод датчанин Франц Бельдман назвал гаптономия (прикосновение).
Поглаживая живот беременной, тихонько постукивая по нему, говоря при этом ласковые слова, многие добиваются обратной связи с малышом в виде ответных толчков, шевелений. Можно снизить беспокойство плода поглаживаниями по животу, изменением положения тела беременной, приводящих к расслаблению мышц живота. Можно стимулировать движения плода, тренируя тем самым его мускулатуру. Результаты наблюдения показали, что подобные занятия могут изменить к лучшему отношения будущих отца и матери к своему ребенку.
Уже отмечалось, что на шестом месяце беременности плод хорошо слышит музыку и даже после рождения может узнать хорошо знакомую мелодию. Если это так, то, безусловно, он может узнать и голоса людей, прежде всего матери и тех, кто окружал ее во время беременности. Конечно, при условии, что они не ленились и ежедневно разговаривали с плодом, обращаясь непосредственно к нему. Многие мамы утверждают, что беседовали со своим, еще не родившимся ребенком, однако, как выясняется, большинство из них делали это мысленно. Обращаться к нему следует вслух! И не только женщинам. Хорошо, когда будущий папа рассказывает наследнику (наследнице), какая красивая у него (нее) мама, как они любят друг друга с мамой, как ждут не дождутся появления малыша на свет, каким себе его представляют. И вообще, как идут дела. [2]
Говорите с ним обо всем, о чем вы говорите с мужем, друзьями.
Если у вас нет с ним возможности слушать с ним прекрасную музыку, смотреть картины, ездить в походы и путешествия, постарайтесь хотя бы свято хранить мир и покой в вашем доме, в семье. Может быть, даже путем некоторого уединения. Как это и было когда-то на Руси. Беременная женщина знала две дороги: из дома в церковь и из церкви домой. Женщину в этот период оберегали от лишних встреч, от ненужных контактов, считалось, что самой лучшей средой обитания для нее является родной дом. -3.
Не нужно забывать, что вкусовые пристрастия плода формируются во внутриутробном периоде. В это время малыш питается вместе с мамой. Состав крови матери, как и состав околоплодной жидкости, в которой плод плавает и которую пьет, зависит от того, что она ест. Если в рационе матери отсутствовали молочные продукты, ребенку может не понравиться грудное молоко. Установив, что плод различает яркий свет через брюшную стенку матери, некоторые французские врачи рекомендуют беременным в солнечные дни побольше гулять в легком платье и даже кратковременные солнечные ванны до 11 утра и после 4 часов дня. Отмечено, что это увеличивает двигательную активность плода и способствует его развитию.
И так, если вы не только любите своего малыша, но и уважаете, вы будете стараться понять его, установит с ним контакт при помощи звуков, прикосновений. Вы будете считаться с тем, что он восприимчив к вкусу напитков и пищи, даже к освещению. Вы будете помнить, что эмоции, которые испытываете Вы, испытывает и он. Вы не будете подвергать его опасности, создавать ему стрессовые ситуации. Будете критически относиться к претензиям, научно не обоснованным советам изнурять себя голодом, придерживаться каких - ни будь необычных диет, обливаться ледяной водой, окунаться в прорубь, затем париться, чрезмерно заниматься физическими упражнениями и т.д. [2]
В силу различных причин не все матери испытывают любовь к своему ребенку при рождении. Известно, что на появление чувства любви к ребенку влияют многие факторы, среди которых важнейшие - отношения между супругами, самочувствие матери при вынашивании плода, течение родов и т.д. [5,6]
Помните, Вы не имеете права на эксперименты, так как это будет эксперимент не только над Вами, но и над Вашим ребенком! Даже если вам пообещают, что в результате ваш малыш будет гениальным и никогда не заболеет, помните - вашим девизом должна быть умеренность и разумность!
И когда в результате родов вы увидите его, вы сделаете все, чтобы уже в первые минуты внеутробной жизни он почувствовал, что в этом огромном мире его ждут, он желанен, услышал знакомый мамин голос, привычную музыку, почувствовал тепло и запах ее тела.
Если хотите, чтобы ваш ребенок быстрее освоился в новой обстановке, рос не тревожным, а радостным и здоровым, - общайтесь с ним еще до появления на свет! [2] В добрый путь!
Похожие статьи:
Психология беременных → Психология беременных - заключение
Психология беременных → Великое изменение в вашей жизни.Ваш выбор: материнство или...
Психология беременных → Желанная беременность. О планировании беременности.