Тройняшки идут в садик!
Моим детям уже более 3,5 лет, но, к счастью, у меня есть возможность работать дома и не много, в своё удовольствие. В садик своих трёхлетних карапузов я решила попробовать водить, когда почувствовала, что у них появилась потребность общения с "другими людьми", реализовать которую, находясь с ними целый день дома, у меня не получалось. В итоге, я наблюдала, как день ото дня тройняшки замыкаются на своей маленькой компании. Припоминаю, как в песочнице весной мои мальчики говорили малышам: "Мы уже взрослые, а вы — ещё детские." После чего отправлялись играть втроём, не обращая на других детей никакого внимания…:) Но в то же время, если на площадке никого, кроме моих тройняшек не оказывалось, они удивлённо спрашивали: "Где же другие ребята? Почему мы одни?" Ещё я заметила, что если мальчики играют отдельно друг от друга, то они пытаются познакомиться с другими мальчиками и девочками. Но они так редко оказывались по одному…
Я не была до конца уверена, что мои дети уже полностью готовы к тому, чтобы узнать новую для них сторону жизни через садик, но решила пойти на эксперимент, тем более, некоторые события нашей жизни говорили о том, что стоит попробовать.
Выбор садика — далеко ходить не пришлось :)
Искать детское учреждение, подходящее для моих детей, я начала с визита в ближайший к нашему дому детский садик. В мае месяце, во время одной из прогулок с детьми, мы познакомилась с заведующей этого садика. В ходе беседы с ней мы уточнили режим садовского дня. Узнали, что в саду с осени открывается новая группа, как раз подходящая по возрасту моим мальчикам. Посмотрели некоторые помещения для занятий…
Когда заведующая представляла нам некоторых своих сотрудников, среди них, к большому своему удивлению, я обнаружила знакомых мне с детства людей! Музыкальный работник, несколько педагогов, логопед и даже прачка — все эти люди работали 20 лет назад в том садике, который когда-то посещала я… Бывает же такое совпадение — ведь я ходила в садик в другом районе города, каким-то необъяснимым образом все эти люди оказались здесь! Кроме всего прочего, психолог, работающая в садике, оказалась мамой двойняшек мальчиков.
Видимо, учитывая свой опыт общения с детьми-двойняшками, заведующая с большим вниманием отнеслась к тому, что мои дети — близнецы, в связи с чем, мы долго обсуждали: определять ли детей в разные группы — как будет лучше для мальчиков и для меня. Но выбор, конечно, оставался за нами. Моим решением было — водить в одну группу. Зная своих детей, я чувствовала, что резкий разрыв может вызвать у них стресс, ведь им предстояло и так многое поменять в своей жизни… Я даже не стала спрашивать тройняшек, хотят ли они в разные группы, и так было ясно.
Некоторые "плюсы" и "минусы", перечислять которые можно до бесконечности :)
- Персоналу садика (солидной его части), по моим ощущениям, возникшим в результате визита в садик, можно было доверять.
- Мои дети — жаворонки. Просыпаться в 7 утра, начинать свой день в 8 утра для них всегда было естественно. Режим дня в садике практически совпадал с режимом, которого мы придерживались дома. А в большинстве известных мне центров для детей занятия начинаются около 11-00, что для моих мальчиков поздновато, даже в песочницу и на площадки мы всегда приходили раньше всех.
- В летнее время группы небольшие и разновозрастные, 10-12 детей, гораздо меньше вероятность простуд.
- Летом в садике не было постоянных воспитателей в группах.
- У моих детей был диатез и заранее не возможно было предугадать, какая будет реакция на смену кухни и отсутствие возможности соблюдать строгую диету.
Но главное, мальчишки после общения с одними из педагогов в зале для занятий фольклором, высказали заинтересованность придти в садик, в группу, к ребятам.
Взвесив многочисленные "за" и "против", я решила попробовать остановиться на этом садике. И на следующий же день после визита к заведующей взяла путёвки.
Подготовка.
Пока шло оформление документов, я периодически рассказывала своим мальчикам о садике, каждый день, проходя мимо садика, мы наблюдали, как ребята играют во время прогулки.
Вечером, на кануне первого детсадовского дня, я сказала сыновьям, что завтра утром мы все вместе пойдём в садик. Я не говорила детям, что они там будут одни, сказала, что папа пойдёт на работу, мама по своим делам (в подробностях рассказала, куда пойду и что стану делать), а вы побудете с другими ребятами и воспитательницей в группе, а через некоторое время я приду за вами, перечислила, что мальчики могут делать в садике. После чего Лёва озадаченно спросил: "Мама, а как же мы будем в садике одни, без тебя?" Этот вопрос был сформулирован таким вот образом впервые с тех пор, как мы говорили о садике. Я ответила приблизительно так: "Вы же идёте втроём в одну группу, каждый из вас — не один. Давайте попробуем?.."
Адаптация.
В первый день Кирилл и Лев очень спокойно отпустили меня. Переодевшись, побежали в группу смотреть новые игрушки, даже не прощаясь со мной. Филипп, чувствовалось, был напряжён тем, что я ухожу. Несколько минут мы с ним сидели в раздевалке, обнявшись, но потом мне удалось уговорить его, пойти посмотреть новые игрушки и что делают братики…
Первую неделю оставляла мальчиков на 2 часа. Только один Кирилл выражал по утрам явное желание идти в садик, а Лев и Филипп, казалось, шли за компанию. В садике, по-прежнему Лев и Кирилл отпускали меня легко, Филипп — с трудом. Со слов воспитательницы, Филипп плакал сразу после моего ухода, но через несколько минут успокаивался. Я приходила за мальчиками во время прогулки перед обедом, они выглядели довольными, радовались моему приходу, но домой не рвались. Во время прогулки после садика рассказывали, как провели время без меня.
Со слов воспитателей, детки мои хорошо самостоятельно завтракали. Играли втроём. Пытаясь выяснить, чем завтракали, я расспрашивала моих сыновей, мол, что давали кушать и пить во время завтрака. Почему-то, первое время, в ответ они одновременно называли каждый свой любимый напиток: чай, кофе, какао и любимую кашу:) Приблизительно до осени у меня так и не получалось с их слов точно знать, что же они кушали…:) Но диатез так и не давал о себе знать, и постепенно я перестала расспрашивать мальчиков о еде…
Когда вечером перед сном я спрашивала тройняшек, нравится ли им в садике, пойдут ли ещё. Они отвечали, что с мамой интереснее, но идти не отказывались.
Вторую неделю забирала деток после обеда. Филипп уже начал спокойнее отпускать меня, а вот Лев и Кирилл с середины второй недели по утрам шли без энтузиазма, Лёвка даже всплакнул в один из дней. Ощущение было такое, что дети переполнены впечатлениями от всего того, что с ними происходило в последние две недели, и требуется остановка или возврат к более привычному образу жизни. И тогда мы поехали на дачу, как раз начался июль…
После дачи в августе предстояло привыкать заново, но тогда уже в садике начинались регулярные занятия, как оказалось, появился новый интерес. К тому же, у нас появился утренний ритуал прощания — мальчикам очень понравилось махать мне в окошко своими лапками, когда я выходила из здания садика, и постепенно процедура прощания стала проходить без напряжения. К сентябрю мальчики стали оставаться спасть в садике, а я — забирала их после полдника…
К октябрю группа была почти полностью укомплектована, мои ребята привыкли к воспитателям, даже появились друзья среди ребят. Мне запомнился один день. Когда я пришла забирать своих мальчиков, они высыпали в коридор и с неописуемым восторгом на перебой стали рассказывать мне каждый: "Мама, воспитательница меня любит!" Вот такое открытие оказывается ожидало моих мальчишек в садике…
Теперь уже всё трое с энтузиазмом шли в садик в понедельник, правда к четвергу, чувствовалось, что накапливается усталость, но у меня всегда была и есть возможность в случае необходимости забирать пораньше или вообще оставлять дома.
"Каверзные" вопросы :)
Тройняшки всегда очень рады выходным дням. Не удивительно — с мамой-то всё равно интереснее — мальчики придерживаются этого мнения и по сей день:) Когда папа не собирается утром на работу, для детей это сигнал, что сегодня выходные. В субботу утром наши дети частенько задают какие-нибудь "каверзные" вопросы. Например, однажды Филипп, узнав, что в садик сегодня закрыт, решил уточнить: "Мама, раз садик закрыт, значит страхуй тоже не работает?" Не подумайте, что ребёнок употребил плохое слово, просто наш папа работает в страховании и мальчики часто слышат: папа страхует, поэтому, скорее всего, папина работа и называется "страхуй":) А совсем недавно Лёва удивлённо спросил меня: "Мама, почему я всё время хожу в садик? Я уже хочу с папой, на работу ходить!":)
С наступлением осенних прохладных и дождливых дней, в садике начались "эпидемии" ОРЗ и ОРВи, мои мальчики заболевали и, таким образом, получались периодические "передышки" — на несколько дней близнецы оставались дома. За всю осень сильно тройняшки болели один раз — ангиной, причём болели не одновременно и, в итоге, весь октябрь со мной дома оставался один, двое или все, а кто-то ходил в садик.
Разлука — наш опыт.
Многие мамы близнецов в случае болезни одного из малышей, всех остальных деток оставляют, за компанию, дома, оправдывая это тем, что так удобнее для мамы или боязнью лишний раз разлучить детей. Как показывает мой опыт, если близнецы уже привыкли к саду, ходят с удовольствием вместе, в группе у них появились друзья, разлука в случае болезни одного из детей может проходить спокойно и даже с пользой для всех сторон. Это не удивительно, ведь близнецы — люди, которые способны на искренние чувства, ничего не требующие взамен — именно так они любят друг друга. Ещё они способны чувствовать друг друга на расстоянии, что для обычных людей — скорее исключение. Так что даже если мы их разлучаем, они скорее всего всё равно едины!
Филипп и Лев, средний и старший из близнецов ходили в садик по одному.
Филипп был "первопроходцем", не скрою, мой средний сын удивил меня. Дело было так. Вечером в воскресенье я уже знала, что Лев и Кирилл не пойдут из-за болезни на следующий день в сад. По поводу Филиппа, я была уверена, что он здоров, но сомневалась — захочет ли пойти в группу один. Тогда я решила попытаться понять намерения своего среднего сына по поводу понедельника. Начала с вопроса: хочет ли он идти завтра в садик. Филипп ответил, что хочет, мол, в саду интересно, будут занятия, и хочется поиграть с Глебом. Потом, я сказала Филиппу, что Кирилл с Лёвой пойти не смогут, они же болеют, мол, помнишь, ты болел, они ходили в садик, а ты нет. Неожиданным и решающим был для меня следующий вопрос Филиппа: "Мам, а кто же меня в садик тогда поведёт?" Тут сразу стало понятно, что желание идти у него есть. Решили, что отведёт папа, утром в понедельник так и сделали, и ребёнок спокойно и в хорошем настроении пошёл в группу.
Для Филиппа было существенно, что в группе его ждёт друг — Глеб, мальчики сблизились в первый день, когда Глеб пришёл в садик, Филипп очень долго вспоминал потом момент встречи и знакомства. "Мама, я спросил у этого нового мальчика, как тебя зовут? А он ответил — Глеб. Мам, a разве бывает такое имя — Глеб?" На это вопрос я отвечала, наверное, уже пятьсот раз, но, думаю, это не предел..:) Только когда Глеб заболел, и Филипп остался в группе "совсем один" — и без братьев и без друга — вот тогда он по-настоящему заскучал. Но этот мальчик был и есть сильнее остальных привязан ко мне, это его я больше остальных гладила по головке, когда он в животике сидел и его голова "шишкой" торчала где-то в районе моего пупка..:)
Со слов воспитательницы, чувствовалось, что мальчикам менее комфортно ощущать себя без братьев, мол, вели себя иначе, находились в задумчивости и одиночестве больше обычного… Думаю, это не удивительно, попадая в новые условия, они естественно вели себя по-другому. Но дома ни один из детей не жаловался, что скучал в разлуке, не накидывались на братьев и меня при встрече. Зато рассказывали о своей жизни в садике все подробности с большой заинтересованностью там происходящего. Помню, как Лёва с гордостью заявил: "А я сегодня ходил на безкультуру!" Он имел в виду физкультуру:), как раз попал на самое первое занятие один, без братьев.
Замечая отрицательные моменты разлуки, я наблюдала и за тем, как менялись мои дети, пребывая в новых для себя условиях — становились более собранными и самостоятельными, их речь более чёткой и чистой — буквально за несколько дней чувствовалась большая разница — менялись на глазах. Да, и для меня было очень важно побыть хотя бы небольшой промежуток времени с каждым из близнецов отдельно, при этом возникает совсем другое восприятие ребёнка, да и жизни в целом, что всем нам, несомненно, на пользу.
Думаю, я не ошиблась с выбором.
Сейчас Лев, Филипп и Кирилл совсем адаптировались к садику. Ребята, встречая моих мальчишек утром, в раздевалке, говорят: "О, тройняшки идут!" Но мало кто из ребят в группе различает их. Хотя есть одна девочка, которая по каким-то неведомым мне причинам предпочитает Филиппа, она его отличает от остальных:)
Почти все воспитатели, которые общались с моими близнецами, быстро научались их различать, и отзываются о них, как о ласковых, спокойных детях, но в то же время очень разных детях. С постоянными воспитателями нам повезло, дети их полюбили. Хвалят моих мальчишек в садике за собранность, старательность и усидчивость во время занятий, что для меня, если честно, оказалось неожиданностью..:) Одна из претензий — нежелание самостоятельно одеваться. Ну, это дело наживное :) И кушают ребята в саду не очень хорошо. Куда тут денешься — дело вкуса :)
Очень любят мальчики занятия в саду. После каждого занятия — столько открытий. Лёва: "Мама, сегодня на музыке мы делали: топни ножкой, раз, два, три! Так интересно!" Филипп: "Сегодня на музыке я таак громко пел! Потому что мне оочень петь нравится!" Кирилл: "Мама, оказывается у колокольчика тоже есть ушко!" На мою просьбу спеть песенку, которая так понравилась на занятиях по фольклору, Лёва сказал: "Не, мам, я без баяна — не буду петь." Баян почему-то очень полюбился моим мальчишкам, они даже Деду Морозу заказ сделали — чтоб баян подарил:) Кирилл, отвечая на вопрос — что понравилось и запомнилось, после кукольного спектакля в садике, сказал: "Мама, мне очень на спектакле понравилось! Представляешь, я в зале сидел на стульчике с шурупами!" :) Вот такой разный взгляд на жизнь…:)
В группе первое время мальчики играли только втроём, сейчас со слов воспитателей, разбредаются, появились личные интересы и предпочтения в играх, у каждого свои друзья.
Мы же — брательники!
В случае напряженной ситуации для одного из близнецов — все трое бросают всё и бегут на выручку друг к другу. Они присматривают друг за другом как будто каждый за самим собой. Кирилл сказал мне как-то: "Мам, мы же — брательники!" Иногда мне кажется, что нам, "обычным людям", вряд ли возможно понять смысл, который на самом деле заключается в этих словах…
В декабре мальчишки готовились к новогоднему празднику, ждали Деда Мороза. Сегодня состоялся самый первый утренник моих деток в садике. Так интересно было наблюдать на садовской ёлке за моими ребятами — всё же, какие разные — и топают, и хлопают, и песенки поют — и всё, всё — все три делают по-разному, по-своему! Но это уже отдельная история :)
Любаня, 27.12.2002